Визуальное обследование переходного крана, подвергшегося разрушению, и химический анализ металла
Содержание
Объект обследования - элемент запорной арматуры системы отопления квартиры №..., расположенной по адресу: ...
Согласно техническому заданию было произведено визуальное обследование переходного крана и был произведен химический анализ металла, из которого он состоит.
Методика проведения испытаний
Произведено лабораторное исследование фрагментов шарового крана, подвергнувшегося разрушению.
В процессе исследования определены геометрические параметры корпуса шаровых кранов, произведён спектральный (химический анализ) сплава, из которого изготовлен корпус шарового крана, в соответствии с ГОСТ 9716.2-79 «Сплавы медно-цинковые.
Метод спектрального анализа по металлическим стандартным образцам с фотоэлектрической регистрацией спектра», ГОСТ 15527-2004 «Сплавы медно-цинковые (латуни), обрабатываемые давлением. Марки», ГОСТ 17711-93 «Сплавы медно-цинковые (латуни), литейные. Марки».
Визуальный осмотр корпуса шарового крана выполнен при помощи цифрового микроскопа. Для исследований в лабораторию сотрудниками эксплуатирующей организацией были предоставлены два образца, скреплённые между собой пломбой.
Опасность нанесения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных, имуществу физических и юридических лиц, исходящая от арматуры в результате ее критического отказа, заключается:
- В разрушении арматуры;
- В потере герметичности по отношению к внешней среде;
- В разрушении трубопроводной системы из-за невыполнения арматурой функций по назначению.
В соответствии с ГОСТ Р 53672-2009 «Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности». К потенциально возможным отказам арматуры относятся:
- потеря прочности корпусных деталей и сварных швов;
- потеря плотности материалов корпусных деталей и сварных швов;
- потеря герметичности по отношению к внешней среде по уплотнениям неподвижных (прокладочных и беспрокладочных) соединений корпусных деталей, подвижных соединений (сальников, сильфонов, мембран и др.);
- потеря герметичности затвора сверх допустимых пределов;
- невыполнение функций по назначению.
Критичность отказа арматуры определяет проектировщик системы, в которой применяют арматуру, в зависимости от вероятности (частоты) проявления отказа и тяжести его последствий на месте эксплуатации.
К критериям предельного состояния арматуры относятся:
- начальная стадия нарушения целостности корпусных деталей (потение, капельная течь, газовая течь);
- недопустимое изменение размеров элементов по условиям прочности и функционирования арматуры;
- потеря герметичности в разъемных соединениях, не устранимая их подтяжкой расчетным крутящим моментом;
- возникновение трещин на основных деталях арматуры;
- наличие шума от протекания рабочей среды через затвор или обмерзания (образования инея) на корпусе со стороны выходного патрубка при положении арматуры «закрыто», свидетельствующих об утечке через затвор запорной или предохранительной арматуры;
- увеличение крутящего момента при управлении арматурой до значений выше норм, указанных в таблице 3, 6.1.7, ЭД и ТУ.
Предельные состояния арматуры предшествуют ее отказам. К монтажу допускается арматура, имеющая ПС (паспорт соответствия) и РЭ (рекомендация по эксплуатации), в том числе и на отдельные комплектующие изделия.
Результат визуального обследования
Обследование было произведено .... года.
На момент обследования предоставленная деталь находилась в эксплуатации менее года.
Для обследования был предоставлен шаровой латунный кран, с фильтром, с маркировкой DN15 PN16. Предназначен для условно нормативного давления 16 бар (PN 16).
Производителя крана установить не представляется возможным. Единственная отличительная особенность образца – маркировка PN16 DN15 на одной стороне корпуса и неидентифицированный символ на другой стороне корпуса.
В результате визуального обследования элементов крана зафиксировано разрушение и следы поражения коррозией уплотнительной крышки, в области резьбы. Помимо коррозии зафиксировано потемнение разрушенного участка, свидетельствующее о временной не герметичности данного участка крана и контакта ее с агрессивной средой.
В результате спектрального анализа образцов установлено, что они были выполнены из латунного сплава, похожего на ЛОС, ЛС-58-2.
Подробный химический анализ корпуса крана, по результатам лабораторных исследований:
|
Zn |
Pb |
Sn |
P |
Mn |
Fe |
Ni |
Si |
|
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
1 |
34.95 |
1.412 |
0.443 |
<0.0020 |
0.106 |
0.526 |
0.354 |
0.114 |
2 |
34.31 |
1.35 |
0.428 |
<0.0020 |
0.106 |
0.526 |
0.354 |
0.112 |
3 |
35.49 |
1.464 |
0.410 |
<0.0020 |
0.107 |
0.523 |
0.353 |
0.111 |
Среднее |
34.916 |
1.408 |
0.427 |
<0.0020 |
0.1063 |
0.525 |
0.3537 |
0.1123 |
|
Cr |
Al |
Sb |
Nb |
Ti |
C |
Se |
Cu33 |
|
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
1 |
0.001 |
0.229 |
0.015 |
0.0066 |
<0.0010 |
0.0029 |
0.0017 |
61.78 |
2 |
0.001 |
0.222 |
0.012 |
0.0065 |
<0.0010 |
0.0035 |
0.0014 |
62.5 |
3 |
0.001 |
0.226 |
0.014 |
0.0066 |
<0.0010 |
0.0016 |
0.0017 |
61.23 |
Среднее |
0.001 |
0.2256 |
0.0137 |
0.00656 |
<0.0010 |
0.00266 |
0,0016 |
61.83 |
Подобные сплавы применяются для изготовления полуфабрикатов (прутков, полос, проволок), штуцеров гидросистем автомобилей.
Так как сертификатов качества на предоставленные образцы нет, и никаких пометок или маркировок на корпусе не обнаружено, можно утверждать, что материал, из которого изготовлена деталь, не сертифицирован и не подлежит к использованию в качестве шаровых кранов.
Выводы
Так как на данный образец не предоставлены паспорт или сертификат качества и отсутствует маркировка, указывающая на модель или производителя, допускать этот образец к монтажу в систему водоснабжения нельзя, в соответствии с требованиями безопасности при монтаже и вводе в эксплуатацию п.9.1 ГОСТ Р 53672-2009 «Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности» в систему водоснабжения допускается устанавливать только запорную арматуру, имеющую паспорт и руководство по эксплуатации.
Извлечение:
9.1 К монтажу допускается арматура, имеющая ПС и РЭ, в том числе на отдельные комплектующие изделия.
Исследуемый корпус по своему составу при наибольшем содержании части меди, цинка и свинца характеризуется как медно-цинковый сплав (латунь). Данный сплав больше всего приближен к маркам ЛОС и ЛС58-2, утвержденным на территории РФ, которые в свою очередь, предназначены для изготовления полуфабрикатов (прутков, полос, проволок) и штуцеров гидросистем автомобилей.
Следы коррозии и потемнения на образце могли возникнуть из-за контакта неолакированных частей крана с кислотной средой, что могло возникнуть в следствие нарушения герметичности и разрушения соединительной части крана.
2016.06.16