Обследование плиты перекрытия из-за образования многочисленных деформационных трещин

Содержание

  1. Введение
  2. Результаты исследований
  3. Классификация выявленных дефектов, соответствие выполненных работ проекту и строительным нормам.
  4. Выводы
  5. Заключение

Введение

3.1.

Основание для проведения обследования.

Договор №***

3.2.

Заказчик обследования.

***

3.3.

Исполнители обследования.

ООО «ИнРегионГрупп».

3.4.

Время проведения обследования.

Работы по инженерно-техническому обследованию здания произведены в августе 2024 г.

3.5.

Объект обследования.

Индивидуальный жилой дом по адресу: ***

3.6.

Элементы, подлежащие обследованию.

Согласно техническому заданию, выполнялось визуальное и детальное (инструментальное) обследование. Объектами технического обследования являлись:

  • Определение технического состояния монолитной плиты перекрытия, в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».

3.7.

Цель обследования.

Целями обследования являются:

  • Определение конструктивного решения плиты перекрытия.
  • Выявление дефектов и повреждений плиты перекрытия.
  • Оценка технического состояния конструкций.
  • Разработка технического заключения с выводами и рекомендациями.

3.8.

Выполненный комплекс работ.

По результатам обследования составлено заключение о техническом состоянии несущих конструкций покрытия здания, включающее в себя:

  • Техническую характеристику объекта обследования.
  • Результаты обследования здания.
  • Выводы и рекомендации по результатам обследования.
  • Материалы фотофиксации.
  • Журнал инструментального обследования.
  • Выполнен неразрушающий контроль прочности бетона строительных конструкций по ГОСТ 18105-2010.
  • Выполнен замер прогибов плиты перекрытия.
  • Произведены работы по определению выполненных работ на соответствие проектной документации и требованиям нормативной документации.
  • Произведена классификация дефектов, оценка технического состояния и возможность эксплуатации плиты.

3.9.

Инструментальное обеспечение обследования, методика проведения испытаний.

Съемка геометрических параметров и прочностных характеристик конструкций выполнена приборами:

  • 5-метровая рулетка измерительная металлическая.
  • Оптический нивелир.
  • Дальномер лазерный.
  • Трещиномер – шаблон.
  • Линейка измерительная.
  • Отвес строительный.
  • Штангенциркуль.
  • Металлоискатель Bosch.
  • Прибор отрыв со скалыванием ПОС МГ-4.
  • Ультразвуковой прибор для определения прочности бетона УКС МГ-4.

3.10.

Использованная при обследовании проектная, исполнительная, эксплуатационная и другая документация.

  • Рабочий проект стадия Р «Индивидуальный жилой дом по адресу: г. Москва, поселение Московский, СНТ Западный, 3».
  • Изменение в рабочий проект КР №1.
  • Изменение в рабочий проект КР №2.

Все работы выполнены в соответствии с ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».

Диагональные трещины в плите
Диагональные трещины в плите

Результаты исследований

Междуэтажное перекрытие

 

4.1.1. Конструкция междуэтажных перекрытий здания.

Плита перекрытия выполнена толщиной 160 мм и опирается на наружные стены по внешнему контуру плиты, а также на внутренние стены.

  • Плита опёрта по контуру и имеет три опорных участка из внутренних продольных и поперечных стен.
  • Расчётная схема конструкции — пластина с шарнирными опорами по контуру наружных стен и с опорой на внутреннюю продольную стену.
  • Плита армирована по нижнему и верхнему контуру арматурой диаметром 12 мм, класса А500С, в продольном и поперечном направлении с шагом 240-250 мм.

4.1.2. Описание материалов:

  • класс бетона;
  • вид кирпича;
  • вид и форма камня;
  • вид раствора;
  • вид крупного заполнителя в бетоне и т.д.

Бетон — тяжёлый на гранитном щебне. По результатам измерения прочности бетона неразрушающим методом контроля установлено, что средняя прочность бетона соответствует классу В12.5 (16,9 МПа).

Прочность бетона неоднородна, при проведении измерений зафиксированы участки с различной прочностью бетона: 9 МПа - 36,9 МПа.

4.1.3. Техническое состояние и дефекты, выявленные при обследовании.

  • Трещины в растянутой и сжатой зоне плит перекрытий, в поперечном и продольном направлении, шириной раскрытия 0,1-1 мм.
  • Непровибрированные участки бетона.

Техническое состояние плиты перекрытия соответствует ограниченно-работоспособному состоянию.

Замер толщины плиты
Замер толщины плиты

Классификация выявленных дефектов, соответствие выполненных работ проекту и строительным нормам.

Среднестатистическая прочность бетона монолитного перекрытия соответствует классу В22.5. При обследовании зафиксированы участки непровибрированного бетона и участки с неоднородным значением прочности бетона:

  • участок 1 — класс В20,
  • участок 2 — класс В30.

Армирование плиты выполнено в соответствии с рабочим проектом (лист 6, схема расположения монолитной плиты перекрытия на отметке +5.740 м и в соответствии с листами изменений КР-1 и КР-2).

5.2. При обследовании зафиксированы трещины в растянутой зоне плит перекрытий. Направление развития трещин в конструкции плит — нормальное к оси плит и поперечное к оси плит. Ширина раскрытия трещин в плитах составляет 0,1-0,3 мм в растянутой зоне и до 0,1 мм в сжатой зоне. На поверхности плит перекрытия и балок имеются участки с раковинами, порами и наличием инородных предметов, что свидетельствует о нарушении технологии укладки бетона в части отсутствия вибрационного уплотнения бетонной смеси.

5.3. При обследовании в местах появления трещин в плитах перекрытия произведён замер прогибов. В соответствии с СП 20.13330.2011 величина вертикальных прогибов для конструкций пролётом 6 м не должна превышать 30 мм. Зафиксированные прогибы в местах дефектов в плите перекрытия не превышают максимально допустимое значение и составляют 10 мм.

Извлечение из СП 20.13330.2011. Вертикальные предельные прогибы элементов конструкций и нагрузки, от которых следует определять прогибы, приведены в табл. 19. Требования к зазорам между смежными элементами приведены в п. 6 рекомендуемого приложения 6:

Элементы конструкций

Предъявляемые требования

Вертикальные предельные прогибы fu

Нагрузки для определения вертикальных прогибов

1. Балки крановых путей под мостовые и подвесные краны, управляемые:

 

 

 

с пола, в том числе тельферы (тали)

Технологические

l/250

От одного крана

из кабины при группах режимов работы (по ГОСТ 25546-82):

Физиологические и технологические

 

 

1К-6К

 

l/400

То же

 

l/500

То же

 

l/600

То же

2. Балки, фермы, ригели, прогоны, плиты, настилы (включая поперечные ребра плит и настилов):

 

 

 

а) покрытий и перекрытий, открытых для обзора, при пролете l, м:

Эстетико-психологические

 

Постоянные и временные длительные

l ≤ 1

 

l/120

 

l = 3

 

l/150

 

l = 6

 

l/200

 

l = 24 (12)

 

l/250

 

l ≥ 36 (24)

 

l/300

 

б) покрытий и перекрытий при наличии перегородок под ними

Конструктивные

Принимаются в соответствии с п. 6 рекомендуемого приложения 6

Приводящие к уменьшению зазора между несущими элементами конструкций и перегородками, расположенными под элементами

в) покрытий и перекрытий при наличии на них элементов, подверженных растрескиванию (стяжек, полов, перегородок)

Конструктивные

l/150

Действующие после выполнения перегородок, полов, стяжек

г) покрытий и перекрытий при наличии тельферов (талей), подвесных кранов, управляемых:

 

 

 

с пола

Технологические

l/300 или a/150 (меньшее из двух)

Временные с учетом нагрузки от одного крана или тельфера (тали) на одном пути

из кабины

Физиологические

l/400 или a/200 (меньшее из двух)

От одного крана или тельфера (тали) на одном пути

д) перекрытий, подверженных действию:

Физиологические и технологические

 

 

перемещаемых грузов, материалов, узлов и элементов оборудования и других подвижных нагрузок (в том числе при безрельсовом напольном транспорте)

 

l/350

0,7 полных нормативных значений временных нагрузок или нагрузки от одного погрузчика (более неблагоприятное из двух)

нагрузок от рельсового транспорта:

 

 

 

узкоколейного

 

l/400

От одного состава вагонов (или одной напольной машины) на одном пути

5.4. Трещины были обнаружены после заливки бетона до приложения эксплуатационной нагрузки (со слов заказчика, через 3 недели). Трещины расположены хаотически по нижней поверхности плиты и вблизи рабочих швов, не имеют выраженного структурного направления. По характеру развития трещин можно сделать вывод, что причиной появления трещин являются температурно-усадочные напряжения, которые возникли при неравномерном твердении и быстром высыхании бетонной смеси.

В соответствии с классификацией трещин из пособия по обследованию строительных конструкций зданий АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ»:

  • 1.5. Следует различать трещины, появление которых вызвано напряжениями, проявившимися в железобетонных конструкциях в процессе изготовления, транспортировки и монтажа, и трещины, обусловленные эксплуатационными нагрузками и воздействием окружающей среды.
  • К трещинам, появившимся в доэксплуатационный период, относятся: технологические усадочные трещины, вызванные быстрым высыханием поверхностного слоя бетона и сокращением объема, а также трещины от набухания бетона; трещины, вызванные неравномерным охлаждением бетона; трещины, возникшие в сборных железобетонных элементах в процессе складирования, транспортировки и монтажа, при которых конструкции подвергались силовым воздействиям от собственного веса по схемам, не предусмотренным проектом.

5.5. В местах расположения трещин в плитах перекрытия, а также в местах расположения рабочих швов бетонирования зафиксированы белые подтёки кальция, что свидетельствует о снижении щелочности бетона ниже 12 рН и развивающемся процессе карбонизации в бетоне. Разрушение защитного слоя бетона в виде трещин, следы карбонизации бетона и наличие непровибрированных участков снижают долговечность бетонных конструкций и являются причиной развития коррозии арматуры в бетоне.

Извлечение из пособия по обследованию строительных конструкций зданий АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ»:

  • 2.7. Разрушение арматуры в бетоне обусловлено потерей защитных свойств бетона и доступом к ней влаги, кислорода воздуха или кислотообразующих газов. Коррозия арматуры в бетоне является электрохимическим процессом. Поскольку арматурная сталь неоднородна по структуре, как и контактирующая с ней среда, создаются все условия для протекания электрохимической коррозии.
  • Коррозия арматуры в бетоне возникает при уменьшении щелочности окружающего арматуру электролита до рН, равного или меньшего 12, при карбонизации или коррозии бетона.
  • 3.3. Для большинства конструкций, соприкасающихся с воздухом, карбонизация является характерным процессом, который ослабляет защитные свойства бетона. Карбонизацию бетона может вызвать не только углекислый газ, имеющийся в воздухе, но и другие кислые газы, содержащиеся в промышленной атмосфере. В процессе карбонизации углекислый газ воздуха проникает в поры и капилляры бетона, растворяется в поровой жидкости и реагирует с гидроалюминатом окиси кальция, образуя слаборастворимый карбонат кальция. Карбонизация снижает щелочность содержащейся в бетоне влаги, что способствует снижению так называемого пассивирующего (защитного) действия щелочных сред и коррозии арматуры в бетоне.

5.6. В соответствии с таблицей Е.1 ГОСТ 31937-2011, в которой приведена классификация, причины и возможные последствия возникновения дефектов и повреждений в железобетонных конструкциях, зафиксированные трещины в растянутой зоне плиты перекрытия при дальнейшем раскрытии могут привести к снижению несущей способности и долговечности конструкций.

Извлечение из ГОСТ 31937-2011

Классификация и причины возникновения дефектов и повреждений в железобетонных конструкциях

Таблица E.1

Вид дефектов и повреждений

Возможные причины появления

Возможные последствия

Волосяные трещины с заплывшими берегами, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовлении, в основном на верхней поверхности

Усадка в результате принятого режима тепловлажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента и т. п.

На несущую способность не влияют, могут снизить долговечность.

Волосяные трещины вдоль арматуры, иногда след ржавчины на поверхности бетона

  • Коррозия арматуры (слой коррозии не более 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации).
  • Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой.
  • Снижение несущей способности до 5%, снижение долговечности.
  • Возможно снижение несущей способности. Степень снижения зависит от многих факторов и должна оцениваться с учетом наличия других дефектов и результатов поверочного расчета.

Сколы бетона

Механические воздействия.

  • В сжатой зоне — снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения.
  • В растянутой зоне — на несущую способность не влияют.

Промасливание бетона

Технологические протечки.

Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30%.

Трещины вдоль арматурных стержней не более 3 мм

Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин (см. пункт 2 таблицы). Толщина продуктов коррозии не более 3 мм.

Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и объема выключенного из работы бетона сжатой зоны. Уменьшение несущей способности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры. Степень снижения оценивают расчетом. При расположении на опорных участках — аварийное состояние.

Отслоение защитного слоя бетона

Коррозия арматуры (дальнейшее развитие дефектов см. пункты 2 и 5 таблицы).

Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Снижение прочности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении дефектов на опорном участке — аварийное состояние.

Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали классов:

  • А-1 — более 0,5 мм;
  • A-II, A-III, A-IIIB, A-IV — более 0,4 мм;
  • в остальных случаях — более 0,3 мм.

Перегрузка конструкций, смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций — малое значение натяжения арматуры при изготовлении.

Снижение долговечности, недостаточная несущая способность.

То же, что и в пункте 7 таблицы, но имеются трещины с разветвленными концами

Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона или нарушения сцепления арматуры с бетоном.

Возможно аварийное состояние.

Наклонные трещины со смещением участков бетона относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру

Перегрузка конструкций, нарушение анкеровки арматуры.

Аварийное состояние.

Относительные прогибы, превышающие для:

  • преднапряженных стропильных ферм — 1/700;
  • преднапряженных стропильных балок — 1/300;
  • плит перекрытий и покрытий — 1/150.

Перегрузка конструкций.

Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов (например, также при наличии дефекта по пункту 7 таблицы — аварийное состояние).

Повреждение арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы и т. п.)

Механические воздействия, коррозия арматуры.

Снижение несущей способности пропорционально уменьшению площади сечения.

Выводы

В результате проведенного детального визуально-инструментального обследования технического состояния перекрытия индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ***, можно сделать следующие выводы:

  • Здание является многоэтажным, отдельно стоящим строением, выполненным по индивидуальному проекту.
  • По конструктивному решению, здание выполнено по стеновой схеме: фундаментная плита и перекрытия выполнены из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены — из блоков ячеистого бетона. Железобетонная монолитная плита устроена по наружным и внутренним стенам. Конструктивно плита выполнена с опорой по контуру на наружные и внутренние продольные и поперечные стены. Основная рабочая арматура выполнена по верху и низу плиты из стержней диаметром 12 мм класса А500С.
  • При обследовании плит перекрытия зафиксированы многочисленные деформационные трещины в растянутой зоне бетона, шириной раскрытия 0,1-1 мм, а также непровибрированные участки с раковинами и порами. Необходим капитальный ремонт плиты.
  • По результатам поверочного расчёта установлено, что несущая способность плиты достаточна для восприятия существующих нагрузок.
Определение прочности бетона УЗК-методом
Определение прочности бетона УЗК-методом

Заключение

Междуэтажное перекрытие над 1-м этажом выполнено из монолитного бетона толщиной 160 мм. На основании проведённого обследования можно сделать вывод об ограниченно-работоспособном состоянии перекрытия. Для дальнейшей нормальной эксплуатации необходимо предусмотреть мероприятия по укреплению монолитной плиты путем инъецирования в трещины под давлением специальных ремонтных составов.

В связи с наличием дефектов перекрытия, для повышения надёжности конструкции ,рекомендуется произвести устройство металлической рамы по центру пролёта плиты.

Поверочный расчет плиты
Поверочный расчет плиты