Обследование плиты перекрытия из-за образования многочисленных деформационных трещин
Содержание
- Введение
- Результаты исследований
- Классификация выявленных дефектов, соответствие выполненных работ проекту и строительным нормам.
- Выводы
- Заключение
Введение
3.1. |
Основание для проведения обследования. |
Договор №*** |
3.2. |
Заказчик обследования. |
*** |
3.3. |
Исполнители обследования. |
ООО «ИнРегионГрупп». |
3.4. |
Время проведения обследования. |
Работы по инженерно-техническому обследованию здания произведены в августе 2024 г. |
3.5. |
Объект обследования. |
Индивидуальный жилой дом по адресу: *** |
3.6. |
Элементы, подлежащие обследованию. |
Согласно техническому заданию, выполнялось визуальное и детальное (инструментальное) обследование. Объектами технического обследования являлись:
|
3.7. |
Цель обследования. |
Целями обследования являются:
|
3.8. |
Выполненный комплекс работ. |
По результатам обследования составлено заключение о техническом состоянии несущих конструкций покрытия здания, включающее в себя:
|
3.9. |
Инструментальное обеспечение обследования, методика проведения испытаний. |
Съемка геометрических параметров и прочностных характеристик конструкций выполнена приборами:
|
3.10. |
Использованная при обследовании проектная, исполнительная, эксплуатационная и другая документация. |
Все работы выполнены в соответствии с ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». |
Результаты исследований
Междуэтажное перекрытие
4.1.1. Конструкция междуэтажных перекрытий здания. |
Плита перекрытия выполнена толщиной 160 мм и опирается на наружные стены по внешнему контуру плиты, а также на внутренние стены.
|
4.1.2. Описание материалов:
|
Бетон — тяжёлый на гранитном щебне. По результатам измерения прочности бетона неразрушающим методом контроля установлено, что средняя прочность бетона соответствует классу В12.5 (16,9 МПа). Прочность бетона неоднородна, при проведении измерений зафиксированы участки с различной прочностью бетона: 9 МПа - 36,9 МПа. |
4.1.3. Техническое состояние и дефекты, выявленные при обследовании. |
Техническое состояние плиты перекрытия соответствует ограниченно-работоспособному состоянию. |
Классификация выявленных дефектов, соответствие выполненных работ проекту и строительным нормам.
Среднестатистическая прочность бетона монолитного перекрытия соответствует классу В22.5. При обследовании зафиксированы участки непровибрированного бетона и участки с неоднородным значением прочности бетона:
- участок 1 — класс В20,
- участок 2 — класс В30.
Армирование плиты выполнено в соответствии с рабочим проектом (лист 6, схема расположения монолитной плиты перекрытия на отметке +5.740 м и в соответствии с листами изменений КР-1 и КР-2).
5.2. При обследовании зафиксированы трещины в растянутой зоне плит перекрытий. Направление развития трещин в конструкции плит — нормальное к оси плит и поперечное к оси плит. Ширина раскрытия трещин в плитах составляет 0,1-0,3 мм в растянутой зоне и до 0,1 мм в сжатой зоне. На поверхности плит перекрытия и балок имеются участки с раковинами, порами и наличием инородных предметов, что свидетельствует о нарушении технологии укладки бетона в части отсутствия вибрационного уплотнения бетонной смеси.
5.3. При обследовании в местах появления трещин в плитах перекрытия произведён замер прогибов. В соответствии с СП 20.13330.2011 величина вертикальных прогибов для конструкций пролётом 6 м не должна превышать 30 мм. Зафиксированные прогибы в местах дефектов в плите перекрытия не превышают максимально допустимое значение и составляют 10 мм.
Извлечение из СП 20.13330.2011. Вертикальные предельные прогибы элементов конструкций и нагрузки, от которых следует определять прогибы, приведены в табл. 19. Требования к зазорам между смежными элементами приведены в п. 6 рекомендуемого приложения 6:
Элементы конструкций
Предъявляемые требования
Вертикальные предельные прогибы fu
Нагрузки для определения вертикальных прогибов
1. Балки крановых путей под мостовые и подвесные краны, управляемые:
с пола, в том числе тельферы (тали)
Технологические
l/250
От одного крана
из кабины при группах режимов работы (по ГОСТ 25546-82):
Физиологические и технологические
1К-6К
l/400
То же
7К
l/500
То же
8К
l/600
То же
2. Балки, фермы, ригели, прогоны, плиты, настилы (включая поперечные ребра плит и настилов):
а) покрытий и перекрытий, открытых для обзора, при пролете l, м:
Эстетико-психологические
Постоянные и временные длительные
l ≤ 1
l/120
l = 3
l/150
l = 6
l/200
l = 24 (12)
l/250
l ≥ 36 (24)
l/300
б) покрытий и перекрытий при наличии перегородок под ними
Конструктивные
Принимаются в соответствии с п. 6 рекомендуемого приложения 6
Приводящие к уменьшению зазора между несущими элементами конструкций и перегородками, расположенными под элементами
в) покрытий и перекрытий при наличии на них элементов, подверженных растрескиванию (стяжек, полов, перегородок)
Конструктивные
l/150
Действующие после выполнения перегородок, полов, стяжек
г) покрытий и перекрытий при наличии тельферов (талей), подвесных кранов, управляемых:
с пола
Технологические
l/300 или a/150 (меньшее из двух)
Временные с учетом нагрузки от одного крана или тельфера (тали) на одном пути
из кабины
Физиологические
l/400 или a/200 (меньшее из двух)
От одного крана или тельфера (тали) на одном пути
д) перекрытий, подверженных действию:
Физиологические и технологические
перемещаемых грузов, материалов, узлов и элементов оборудования и других подвижных нагрузок (в том числе при безрельсовом напольном транспорте)
l/350
0,7 полных нормативных значений временных нагрузок или нагрузки от одного погрузчика (более неблагоприятное из двух)
нагрузок от рельсового транспорта:
узкоколейного
l/400
От одного состава вагонов (или одной напольной машины) на одном пути
5.4. Трещины были обнаружены после заливки бетона до приложения эксплуатационной нагрузки (со слов заказчика, через 3 недели). Трещины расположены хаотически по нижней поверхности плиты и вблизи рабочих швов, не имеют выраженного структурного направления. По характеру развития трещин можно сделать вывод, что причиной появления трещин являются температурно-усадочные напряжения, которые возникли при неравномерном твердении и быстром высыхании бетонной смеси.
В соответствии с классификацией трещин из пособия по обследованию строительных конструкций зданий АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ»:
-
1.5. Следует различать трещины, появление которых вызвано напряжениями, проявившимися в железобетонных конструкциях в процессе изготовления, транспортировки и монтажа, и трещины, обусловленные эксплуатационными нагрузками и воздействием окружающей среды.
-
К трещинам, появившимся в доэксплуатационный период, относятся: технологические усадочные трещины, вызванные быстрым высыханием поверхностного слоя бетона и сокращением объема, а также трещины от набухания бетона; трещины, вызванные неравномерным охлаждением бетона; трещины, возникшие в сборных железобетонных элементах в процессе складирования, транспортировки и монтажа, при которых конструкции подвергались силовым воздействиям от собственного веса по схемам, не предусмотренным проектом.
5.5. В местах расположения трещин в плитах перекрытия, а также в местах расположения рабочих швов бетонирования зафиксированы белые подтёки кальция, что свидетельствует о снижении щелочности бетона ниже 12 рН и развивающемся процессе карбонизации в бетоне. Разрушение защитного слоя бетона в виде трещин, следы карбонизации бетона и наличие непровибрированных участков снижают долговечность бетонных конструкций и являются причиной развития коррозии арматуры в бетоне.
Извлечение из пособия по обследованию строительных конструкций зданий АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ»:
-
2.7. Разрушение арматуры в бетоне обусловлено потерей защитных свойств бетона и доступом к ней влаги, кислорода воздуха или кислотообразующих газов. Коррозия арматуры в бетоне является электрохимическим процессом. Поскольку арматурная сталь неоднородна по структуре, как и контактирующая с ней среда, создаются все условия для протекания электрохимической коррозии.
-
Коррозия арматуры в бетоне возникает при уменьшении щелочности окружающего арматуру электролита до рН, равного или меньшего 12, при карбонизации или коррозии бетона.
-
3.3. Для большинства конструкций, соприкасающихся с воздухом, карбонизация является характерным процессом, который ослабляет защитные свойства бетона. Карбонизацию бетона может вызвать не только углекислый газ, имеющийся в воздухе, но и другие кислые газы, содержащиеся в промышленной атмосфере. В процессе карбонизации углекислый газ воздуха проникает в поры и капилляры бетона, растворяется в поровой жидкости и реагирует с гидроалюминатом окиси кальция, образуя слаборастворимый карбонат кальция. Карбонизация снижает щелочность содержащейся в бетоне влаги, что способствует снижению так называемого пассивирующего (защитного) действия щелочных сред и коррозии арматуры в бетоне.
5.6. В соответствии с таблицей Е.1 ГОСТ 31937-2011, в которой приведена классификация, причины и возможные последствия возникновения дефектов и повреждений в железобетонных конструкциях, зафиксированные трещины в растянутой зоне плиты перекрытия при дальнейшем раскрытии могут привести к снижению несущей способности и долговечности конструкций.
Извлечение из ГОСТ 31937-2011
Классификация и причины возникновения дефектов и повреждений в железобетонных конструкциях
Таблица E.1
Вид дефектов и повреждений
Возможные причины появления
Возможные последствия
Волосяные трещины с заплывшими берегами, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовлении, в основном на верхней поверхности
Усадка в результате принятого режима тепловлажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента и т. п.
На несущую способность не влияют, могут снизить долговечность.
Волосяные трещины вдоль арматуры, иногда след ржавчины на поверхности бетона
- Коррозия арматуры (слой коррозии не более 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации).
- Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой.
- Снижение несущей способности до 5%, снижение долговечности.
- Возможно снижение несущей способности. Степень снижения зависит от многих факторов и должна оцениваться с учетом наличия других дефектов и результатов поверочного расчета.
Сколы бетона
Механические воздействия.
- В сжатой зоне — снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения.
- В растянутой зоне — на несущую способность не влияют.
Промасливание бетона
Технологические протечки.
Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30%.
Трещины вдоль арматурных стержней не более 3 мм
Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин (см. пункт 2 таблицы). Толщина продуктов коррозии не более 3 мм.
Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и объема выключенного из работы бетона сжатой зоны. Уменьшение несущей способности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры. Степень снижения оценивают расчетом. При расположении на опорных участках — аварийное состояние.
Отслоение защитного слоя бетона
Коррозия арматуры (дальнейшее развитие дефектов см. пункты 2 и 5 таблицы).
Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Снижение прочности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении дефектов на опорном участке — аварийное состояние.
Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали классов:
- А-1 — более 0,5 мм;
- A-II, A-III, A-IIIB, A-IV — более 0,4 мм;
- в остальных случаях — более 0,3 мм.
Перегрузка конструкций, смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций — малое значение натяжения арматуры при изготовлении.
Снижение долговечности, недостаточная несущая способность.
То же, что и в пункте 7 таблицы, но имеются трещины с разветвленными концами
Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона или нарушения сцепления арматуры с бетоном.
Возможно аварийное состояние.
Наклонные трещины со смещением участков бетона относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру
Перегрузка конструкций, нарушение анкеровки арматуры.
Аварийное состояние.
Относительные прогибы, превышающие для:
- преднапряженных стропильных ферм — 1/700;
- преднапряженных стропильных балок — 1/300;
- плит перекрытий и покрытий — 1/150.
Перегрузка конструкций.
Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов (например, также при наличии дефекта по пункту 7 таблицы — аварийное состояние).
Повреждение арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы и т. п.)
Механические воздействия, коррозия арматуры.
Снижение несущей способности пропорционально уменьшению площади сечения.
Выводы
В результате проведенного детального визуально-инструментального обследования технического состояния перекрытия индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ***, можно сделать следующие выводы:
- Здание является многоэтажным, отдельно стоящим строением, выполненным по индивидуальному проекту.
- По конструктивному решению, здание выполнено по стеновой схеме: фундаментная плита и перекрытия выполнены из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены — из блоков ячеистого бетона. Железобетонная монолитная плита устроена по наружным и внутренним стенам. Конструктивно плита выполнена с опорой по контуру на наружные и внутренние продольные и поперечные стены. Основная рабочая арматура выполнена по верху и низу плиты из стержней диаметром 12 мм класса А500С.
- При обследовании плит перекрытия зафиксированы многочисленные деформационные трещины в растянутой зоне бетона, шириной раскрытия 0,1-1 мм, а также непровибрированные участки с раковинами и порами. Необходим капитальный ремонт плиты.
- По результатам поверочного расчёта установлено, что несущая способность плиты достаточна для восприятия существующих нагрузок.
Заключение
Междуэтажное перекрытие над 1-м этажом выполнено из монолитного бетона толщиной 160 мм. На основании проведённого обследования можно сделать вывод об ограниченно-работоспособном состоянии перекрытия. Для дальнейшей нормальной эксплуатации необходимо предусмотреть мероприятия по укреплению монолитной плиты путем инъецирования в трещины под давлением специальных ремонтных составов.
В связи с наличием дефектов перекрытия, для повышения надёжности конструкции ,рекомендуется произвести устройство металлической рамы по центру пролёта плиты.