Обследование строительных конструкций каркасно-тентового укрытия

Обследование строительных конструкций каркасно-тентового укрытия
Обследование строительных конструкций каркасно-тентового укрытия

Содержание

  1. Введение
  2. Характеристика объекта
  3. Классификация выявленных дефектов, соответствие выполненных работ нормативной документации
  4. Общие выводы и рекомендации
  5. Ответы на вопросы суда

Введение

1. Основание для проведения обследования.

Определение арбитражного суда ...

2. Заказчик обследования.

Арбитражный суд ...

3. Исполнители обследования.

ООО «ИнРегионГрупп».

4. Время проведения обследования.

Работы по инженерно-техническому обследованию, произведены в декабре 2019г.

5. Объект обследования.

Каркасно-тентовое укрытие расположенное по адресу: ...

6. Элементы, подлежащие обследованию.

Детальное обследование строительных конструкций каркасно-тентового укрытия:

  • Фермы покрытия;
  • Прогоны;
  • Cвязи;
  • Cтойки рам каркаса;
  • Тентовое укрытие;
  • Фахверк и ворота.

7. Цель обследования.

В соответствии с определением суда перед экспертом поставлены следующие вопросы:

  1. Соответствует ли каркасно-тентовое укрытие (далее-КТУ) условиям договора поставки №04УК/0518 от 29.05.2018, приложений к договору, обязательным строительным нормам и правилам, строительным нормам, паспорту каркасно-тентового укрытия, ТУ 5282-001-79440506-2006?
  2. Какова причина частичного обрушения КТУ? Является ли частичное обрушение кровли КТУ следствием производственных недостатков либо следствием его ненадёжной эксплуатации?
  3. Была ли превышена величина снеговой нагрузки на местности и на конструкции КТУ по сравнению с предписанной строительными нормами и правилами СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия»?
  4. Соблюдены ли требования по гибкости и устойчивости элементов КТУ? Обеспечена ли несущая способность стальных элементов КТУ в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в области строительства (СНиПы, Своды правил и др.) при эксплуатации КТУ без снеговой нагрузки/с учётом снеговой нагрузки?
  5. Имеется ли техническая возможность очистки снега с кровли КТУ методами, предусмотренными Паспортом каркасно-тентового укрытия?
  6. Возможно ли проведение восстановительного ремонта КТУ? Если возможно, то какова стоимость восстановительного ремонта?

8. Выполненный комплекс работ.

1. Подготовка к проведению обследования.

  • Произведен анализ документации, предоставленной для проведения экспертизы.

2. Работы на объекте.

  • Выполнен визуальный осмотр объекта. Выполнена фотофиксация объекта и места обрушения конструкций, элементов и узлов строительных конструкций в месте разрушения;
  • Произведено инструментальное обследование конструкций, c измерением сечений элементов.

Оформление документов проведено в соответствии с требованиями Единой Системы Конструкторской Документации.

9. Инструментальное обеспечение обследования, методика проведения испытаний.

Съёмка геометрических параметров и прочностных характеристик конструкций выполнена приборами:

  • 5-ти метровой рулеткой измерительной металлической.
  • Дальномер лазерный.
  • Трещиномер – шаблон.
  • Линейка измерительная.
  • Штангенциркуль.

10. Использованная при обследовании проектная, исполнительная, эксплуатационная и другая документация.

  • Технические условия ТУ 5282-001-79440506 2006.Тентовые укрытия. Технические условия»
  • Сертификат соответствия сертификат соответствия НСОПБ.CN.H.01092 Материал тентовый с поливинилхлоридным покрытием на плётной полиэстерной основе.Фирма изготовитель Shanghai Shenda Kobond New Materials Co.Ltd.
  • Договор поставки № 04УК/0518 от 29мая 2018г.
  • Паспорт Н24.48.7 ПС «Каркасно-тентовое укрытие 24,0 x 48,0 x 7,0.

Все работы выполнены в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». Настоящие стандарты и правила предназначены для применения в строительстве при проведении обследований и мониторинга технического состояния зданий и сооружений, при разработке заданий на проектирование и разработке проектной документации, и не устанавливают требований к проектированию мероприятий по устранению выявленных недостатков в грунтовых массивах, конструкциях, их элементах и соединениях, а также к проектированию мероприятий по восстановлению, усилению и капитальному ремонту объекта.

Классификация технического состояния конструкций приведена в соответствии с ГОСТ 31937-2011, для оценки технического состояния предусмотрено четыре категории, характеризующие состояние конструкций здания:

Нормативное техническое состояние: Категория технического состояния, при котором количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания, соответствуют установленным в проектной документации значениям, с учетом пределов их изменения.

Работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.

Ограниченно-работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

Аварийное состояние: Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

11. Классификация здания (cооружения).

Существующее сооружение склада, в соответствии с СП 384.1325800.2018, является: пространственная строительная конструкция тентовая, с контуром мягкой оболочки.

В соответствии с паспортом на изделие: каркасно-тентовое укрытие (КТУ).

В качестве мягкой оболочки применен «Тарпулин-650»: материал тентовый, с поливинилхлоридным покрытием на плётной полиэстерной основе. Поверхностная плотность 650г/м2. Общая масса 14-31кг/м2. Cертификат соответствия НСОПБ.CN.H.01092 Фирма изготовитель Shanghai Shenda Kobond New Materials Co.Ltd.

В соответствии с ГОСТ 27751-2014 существующая конструкция соответствует классу ГОСТ 27751-2014КС-1 (пониженный уровень ответственности). Сооружение классифицируется как временное.

Класс сооружений КС-1:

а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей;

б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

Извлечение из ГОСТ 27751-2014 «>Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения»>:

В соответствии с приложением А ГОСТ 27751-2014 Класс КС-1

Конструкция относится к временным сооружениям, с примерным сроком службы 10 лет.

Наименование объектов

Примерный срок службы

Временные здания и сооружения (бытовки строительных рабочих и вахтового персонала, временные склады, летние павильоны и т.п.)

10 лет

Сооружения, эксплуатируемые в условиях сильноагрессивных сред (сосуды и резервуары, трубопроводы предприятий нефтеперерабатывающей, газовой и химической промышленности, сооружения в условиях морской среды и т.п.)

Не менее 25 лет

Здания и сооружения массового строительства в обычных условиях эксплуатации (здания жилищно-гражданского и производственного строительства)

Не менее 50 лет

Уникальные здания и сооружения (здания основных музеев, хранилищ национальных и культурных ценностей, произведения монументального искусства, стадионы, театры, здания высотой более 75 м, большепролетные сооружения и т.п.)

100 лет и более

12. Требования к проектированию, надежности конструкции и эксплуатации тентовых конструкций.

Надежность строительных конструкций обеспечивается соблюдением требований ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения».

В соответствии с ГОСТ 27751-2014 существующая конструкция относится к классу сооружений по надежности КС-1 с коэффициентом надёжности 0.8.

Извлечение из ГОСТ 27751-2014:

10.3 На коэффициент надежности по ответственности следует умножать эффекты воздействия (нагрузочные эффекты), определяемые при расчете на основные сочетания нагрузок по первой группе предельных состояний (см. 4.1.2).

При расчете по второй группе предельных состояний (см. 4.1.3) сооружений коэффициент надежности по ответственности допускается принимать равным единице.

Таблица 2 - Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности

Класс сооружений

Уровень ответственности

Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности

КС-3

Повышенный

1,1

КС-2

Нормальный

1,0

КС-1

Пониженный

0,8

Примечание - Для зданий высотой более 250 м и больше пролётных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надёжности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (1,2).

В соответствии с паспортом Н.24.48.7ПС Каркасно-тентовое укрытие 24,0 x 48,0 x 7,0 укрытия п2 уровень ответственности в соответствии с п. 10 ст. 4 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» сооружение относится к пониженному уровню ответственности.

13. Нагрузки.

В соответствии с предоставленной документацией ТУ 5282-001-79440506-2006 нагрузки для существующей конструкции приняты в соответствии с СНиП 2.01.07-85 для средней полосы европейской части РФ.

Постоянные нагрузки в соответствии с СНиП 2.01.07-85

Для металлических конструкций коэффициент надежности конструкций равен произведению величины веса конструкции на коэффициент по СНиП 2.01.07-85 – 1.05.

Для тентового покрытия коэффициент надёжности равен 1.2

Кратковременные нагрузки в соответствии с СНиП 2.01.07-85

В соответствии с СНиП 2.01.07-85 величина расчётного значения снеговой нагрузки равна 0.1436 т/м2.

Нормативное значение ветрового давления wo = 0,02345 т/м2.

Расчётное значение снеговой и ветровой нагрузки см. приложение №2

Плотность снега принята в соответствии с ГОСТ Р ИСО 4355-2016 Основы проектирования строительных конструкций. Определение снеговых нагрузок на покрытия.

Плотность снега
Плотность снега

где

ρ - плотность снега, кг/м;
d - высота снегового покрова, м;
Т - средняя температура, °С, за период снегонакопления (предположительно не ниже минус 25°С);
v - средняя скорость ветра, м/с, за тот же период.

Рисунок А.1 - Плотность снега как функция высоты снегового покрова d в формулах (А.1), (А.2), (А.3), (А.5) и (А.6)
Рисунок А.1 - Плотность снега как функция высоты снегового покрова d в формулах (А.1), (А.2), (А.3), (А.5) и (А.6)

В соответствии с данными Гидрометцентра ... высота снежного покрова 28 января 2019г в г.... (ближайшая точка к объекту) равнялась 57см.

Средняя температура -6.6°C.

Средняя скорость ветра 3.42м/с ...

Плотность снега в соответствии с ГОСТ равнялась 353,67кг/м3.

Нагрузка от веса снега 28 января 2019г на момент разрушения конструкций равнялась 0.35367 х 0,57= 0,201т/м2

Высота снежного покрова 28 января 2019г.

Общий вид помещения склада. Частичное обрушение конструкции.
Общий вид помещения склада. Частичное обрушение конструкции.

Характеристика объекта

1. Назначение здания.

Временное сооружение - склад.

2. Объемно-планировочное решение здания.

Каркасно-тентовое укрытие (далее КТУ) размерами 24х48м. Высота сооружения в коньке кровли 10.750м.

Конструктивно, КТУ состоит из металлического каркаса и ПВХ мембраны на основе полиэстера. Металлический каркас состоит из рам, выполненных из стоек и ферм, образующих плоские рамы. Шаг стоек каркаса 4м, пролёт ферм 24м.

Устойчивость рам каркаса обеспечивается за счёт диагональных связей в горизонтальной плоскости по верхнему поясу ферм и в вертикальной плоскости между стойками каркаса. Устойчивость ферм из плоскости обеспечивают прогоны между фермами. Узлы соединения элементов каркаса выполнены из болтов и стальных пластин. Каркас является сборно-разборным.

Фермы состоят из отдельных секций и соединяются в единую конструкцию при помощи болтов в верхних и нижних поясах. В основании ферм выполнена горизонтальная затяжка. Узлы соединения элементов ферм и колонн – шарнирные. В основании колонн выполнена опорная пластина с жестким узлом соединением стоек каркаса с основанием. Соединение стоек рам и стоек фахверка выполнено при помощи четырех анкеров.

По металлическому каркасу выполнено укрытие из ПВХ-мембраны на основе полиэстера. Расчётная схема сооружения - пространственная конструкция, с учётом совместной работы элементов металлического каркаса и мембраны. Мембрана закреплена к горизонтальным перемычкам между колоннами каркаса.

Рис. 1. Монтажная схема каркаса укрытия.
Рис. 1. Монтажная схема каркаса укрытия.
Рис. 2. Общий вид каркасно-тентового укрытия с покрытием их ПВХ мембраны.
Рис. 2. Общий вид каркасно-тентового укрытия с покрытием их ПВХ мембраны.

3. Год постройки.

2019г.

4.Описание конструкции КТУ:

а) стойки;

Двутавр №20 по ГОСТ 8239-89 200(h) х 100 х 7.5мм.

б) фермы;

Конструкция решётки фермы

Фермы треугольной формы, с уклоном верхних поясов в 10°. Высота решётки ферм 1560мм. Пролёт фермы 24 000мм, под нижними поясами установлена затяжка.

Ферма состоит из следующих элементов:

  • верхний пояс – прямоугольные трубы 120х60х4.5мм -2шт;
  • нижний пояс – прямоугольные трубы 60х60х3мм -2шт;
  • вертикальные стойки – из квадратных труб сечением 40х40х3мм, 9шт;
  • раскосы - из квадратных труб сечением 40х40х3мм, 14шт;
  • затяжки - трубы стальные 60х60х3.5мм.
  • вертикальные распорки между нижним поясом фермы и затяжкой из 2-х уголков 40х40х4мм.

Конструктивно, узлы фермы состоят из прямоугольных и трапециевидных пластин (косынок) с отверстиями для болтов, предназначенных для соединения секций фермы. Соединение элементов решетки фермы – стоек, раскосов, поясов осуществляется при помощи швов сварных соединений через прямоугольные пластины 180х110х4мм и трапецевидных пластин длиной 200мм, высотой 110мм толщиной 8мм.

Конструкция затяжки

Затяжка состоит из 3-х элементов – трубы стальные 60х60х3.5мм, которые соединены в каждом узле при помощи 2-х болтов класса по прочности 5.8 (фланцевое соединение).

Узел соединения состоит из квадратной трубы (растяжка) сечением 60х60х3,5мм, двух продольных пластин трапецевидной формы (косынки) сечением l=135мм, h=130мм, t=4мм, поперечной пластины h=130мм t=4мм с двумя отверстиями под болтовые соединения. При помощи тавровых односторонних (угловых) швов сварных соединений, поперечная пластина стыкуется с квадратной трубой и продольными пластинами, образуя замкнутый профиль прямоугольного сечения. Виды сварных соединений приняты по ГОСТ 5264-80 «Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры» (с Изменением N 1).

В соответствии с СНиП II-23-81* (действующий на момент начала выпуска каркаса 2005г). Минимальный катет швов при применении полуавтоматической и автоматической сварки должен быть не менее 4мм, ручной 5мм.

Применённые элементы фермы – затяжка из квадратной трубы сечением 60х60мм, с толщиной стенки 3,5мм, а также нижних поясов фермы, раскосов, обеспечивающие несущую способность ферм, не соответствует СНиП II-23-81*.

Извлечение из СНиП II-23-81*

12.8. Размеры и форму сварных угловых швов следует принимать с учетом следующих условий:

а) катеты угловых швов kf должны быть не более 1,2t, где t - наименьшая толщина соединяемых элементов;

б) катеты угловых швов kf следует принимать по расчету, но не менее указанных в табл. 38*;

в) расчетная длина углового сварного шва должна быть не менее 4kf и не менее 40 мм;

г) расчетная длина флангового шва должна быть не более 85βfkf (βf - коэффициент, принимаемый по табл. 34*), за исключением швов, в которых усилие действует на всем протяжении шва;

д) размер нахлестки должен быть не менее 5 толщин наиболее тонкого из свариваемых элементов;

е) соотношения размеров катетов угловых швов следует принимать, как правило, 1:1. При разных толщинах свариваемых элементов допускается принимать швы с неравными катетами, при этом катет, примыкающий к более тонкому элементу, должен соответствовать требованиям п. 12.8, а, а примыкающий к более толстому элементу - требованиям п. 12.8, б;

ж) в конструкциях, воспринимающих динамические и вибрационные нагрузки, а также возводимых в климатических районах I1, I2, II2 и II3, угловые швы следует выполнять с плавным переходом к основному металлу при обосновании расчетом на выносливость или на прочность с учетом хрупкого разрушения.

Таблица 38

Вид соединения

Вид сварки

Предел текучести стали, МПа (кгс/см3)

Минимальные катеты швов k>f, мм, при толщине более толстого из свариваемых элементов t, мм

4-5

6-10

11-16

17-22

23-32

33-40

41-80

Тавровое с двусторонними угловыми швами; нахлесточное и угловое

Ручная

До 430 (4400)

4

5

6

7

8

9

10

Св. 430 (4400)

до 530 (5400)

5

6

7

8

9

10

12

Автоматическая и полуавтоматическая

До 430 (4400)

3

4

5

6

7

8

9

Св. 430 (4400)

до 530 (5400)

4

5

6

7

8

9

10

Тавровое с односторонними угловыми швами

Ручная

До 380 (3900)

5

6

7

8

9

10

12

Автоматическая и полуавтоматическая

4

5

6

7

8

9

10

в) горизонтальные связи;

Горизонтальные связи по верхним поясам ферм – стальные трубы 40х40х3мм.

г) прогоны;

Прогоны по верхним поясам ферм – стальные трубы 40х40х3мм.

д) вертикальные связи;

Между фермами покрытия – решётка, состоящая из нижнего и верхнего поясов и растяжки, выполненной из стальных труб 40х40х3мм. Длина 3850мм.

Между стойками каркаса вертикальные крестообразные связи из стальных трубы 40х40х3мм.

е) перемычки;

Между стойками на отметках +0.3м, +3.45м, +6.58м, +8.65м. из стальных труб прямоугольного сечения 60х40х3мм.

ж) стены, кровля;

По металлическому каркасу закреплён тент из ПВХ, на полиэстерной основе.

e) фундамент/основание.

Cтойки каркаса закреплены к основанию через анкерные болты.

5. Отделка помещений изнутри.

Профилированный лист.

6. Пространственная жесткость здания.

Жесткость каркаса обеспечивается вертикальными и горизонтальными связями в продольном направлении и рамами в поперечном направлении. Стойки жёстко закреплены к основанию при помощи анкерных соединений.

7. Оконные и дверные заполнения.

Дверные блоки – металлические. Ворота металлические.

8. Благоустройство участка (планировка двора, наличие и состояние отмосток).

Выполнена отмостка с отведением воды от цоколя здания.

9. Фасады.

Тент белого цвета.

10. Балконы, эркеры, карнизы и др. выступающие элементы фасадов.

Карнизы над воротами при въезде в склад.

11. Лестницы.

Отсутствуют.

Обрушение ферм покрытия. Деформация стоек.
Обрушение ферм покрытия. Деформация стоек.

Классификация выявленных дефектов, соответствие выполненных работ нормативной документации

Классификация выявленных дефектов, выполнена в соответствии с «Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов»

Классификатор содержит классификационные признаки критических и значительных дефектов по основным видам строительно-монтажных работ, применённых строительных материалов, конструкций и изделий. Определения дефектов приняты на основе ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» в рамках установленных границ понятий.

Критический дефект (при выполнении (СМР) - дефект, при наличии которого здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации.

Критический дефект (при производстве конструкций и изделий) - дефект, при наличии которого изделие, конструкция функционально непригодны и его использование по назначению может повлечь потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения, его части или конструктивного элемента.

Значительный дефект - дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность.

Критический дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой начатых работ.

Разрушение по металлу пластин в узле соединения нижних поясов фермы.
Разрушение по металлу пластин в узле соединения нижних поясов фермы.

Классификация выявленных дефектов

Наименование /дефекта

Норматив (извлечение)

Классификация дефекта

Некачественно выполненные сварные швы (фото № 23-26). Дефекты:

  • Швы выполнены не на полную длину стыкуемого элемента (фото №26).
  • Отклонение формы наружных поверхностей сварного шва, превышение выпуклости углового шва, натек (фото №23-26)

ГОСТ 30242-97

Критический п.24

Толщина металла элементов каркаса ниже, предусмотренных нормативной документации.

СНиП II-23-81*. таблица 38

Критический п.23.

Антикоррозионная защита на элементах выполнена некачественно.

СНиП 3.04.03-85

Значительный п.35

Разрушение пластины по швам сварных соединений. Узлы ферм.
Разрушение пластины по швам сварных соединений. Узлы ферм.

Классификация дефектов при производстве строительных материалов, конструкций и изделий

 

Отступления от проектных решений и нарушения требований нормативных документов, квалифицируемые как дефекты

Классификация дефектов по ГОСТ 15467-79

Методы определения дефектов

 

1

2

3

1. Производство стальных конструкций

23.

Сортамент стали (толщина листа, сечение профильной стали) не соответствует проекту или произведена неэквивалентная замена без согласования с разработчиками чертежей КМ

критический

Замер сечений и сопоставление с проектом.

24.

Параметры сварных швов имеют отклонения от проектных более допустимых соответствующими стандартами или указанных в чертежах КМ

критический

Визуальный осмотр и замер параметров шва.

35.

Огрунтовка и окраска, антикоррозионные покрытия производятся по плохо очищенной поверхности, количество слоев наносимых покрытий не соответствует проекту

значительный

Осмотр и проверка на месте.

Разрушение узла соединения элементов затяжки.
Разрушение узла соединения элементов затяжки.

Общие выводы и рекомендации

В результате проведенного детального визуально-инструментального обследования каркасно-тентового укрытия по адресу: ..., можно сделать следующие выводы:

  1. Существующее сооружение является каркасно-тентовым укрытием, классифицируется как временное сооружение, cо сроком службы 10лет, по назначению временный склад. Сооружение одноэтажное, прямоугольной формы, размерами 24.0х48.0х10.75м. Сооружение построено в 2019 году.
  2. В соответствии с СП 384.1325800.2018 сооружение классифицируется как: пространственная строительная конструкция тентовая, с контуром мягкой оболочки. Конструктивно, сооружение выполнено по каркасной конструктивной схеме и состоит из металлических ферм пролётом 24м, стоек каркаса с шагом 4м и высотой 8.625м. Фактическая высота сооружения в коньке 10.75м. По каркасу выполнено покрытие: тент из ПВХ мембраны на полиэстерной основе.

В соответствии с паспортом на изделие сооружение является: каркасно-тентовое укрытие (КТУ). В качестве мягкой оболочки применен «Тарпулин-650», материал тентовый с поливинилхлоридным покрытием на плётной полиэстерной основе. Поверхностная плотность 650г/м2. Общая масса 14-31кг/м2. Cертификат соответствия НСОПБ.CN.H.01092 Фирма изготовитель Shanghai Shenda Kobond New Materials Co.Ltd, страна производитель : КНР.

3. В соответствии с ГОСТ 27751-2014 существующая конструкция соответствует классу КС-1 (пониженный уровень ответственности). Сооружение классифицируется как временное. Класс сооружений КС-1: Согласно ФЗ №384 от 01.07.2010 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание относится к сооружениям пониженного уровня ответственности.

4. Снеговая нагрузка для каркаса принята в соответствии с СНиП 2.01.07-85 (согласно ТУ 5282-001-79440506-2006). В соответствии с СНиП 2.01.07-85 величина расчётного значения снеговой нагрузки равна 0.1436 т/м2. Нормативное значение ветрового давления wo = 0,02345 т/м2.

5. Обрушение каркаса здания произошло 28 января 2019 года. В соответствии с архивными данным на момент обрушения части каркаса величина снежного покрова достигала 57см. Величина снеговой нагрузки превышала расчётное значение по СНиП 2.01.07-85 и соответствовала 0,201т/м2.

6. При проведении обследования зафиксировано обрушение части металлического каркаса, деформация прогонов покрытия, деформация стоек каркаса, разрыв тента, деформация стоек фахверка и нарушение, вследствие вырыва анкеров, связи с основанием.

7. При исследовании фрагментов металлических конструкций зафиксированы дефекты в виде некачественно выполненных швов сварных соединений между связующими пластинами и элементами решётки фермы. В месте обрушения ферм зафиксировано отсутствие фрагментов – поперечных фланцевых пластин в узле соединения элементов затяжки и фрагментов швов сварных соединений в затяжке фермы, срез и отрыв, вследствие среза швов соединительных пластин в узлах соединения верхних и нижних раскосов и стоек фермы. По результатам поверочного расчёта сварного шва затяжки установлено, что несущая способность шва на восприятия расчётных снеговых нагрузок обеспечена и установлено, что причина разрушения швов является некачественно выполненные работы по устройству швов сварных соединений.

8. При исследовании элементов ферм установлено, что толщина стенок квадратных труб 3мм и 3.5мм не соответствует минимальной толщине 4мм в соответствии с СНиП II-23-81*. таблица 38 для свариваемых элементов, в существующей конструкции соединительных пластин толщиной 4мм и стенок труб толщиной 3-3.5мм.

9. Выявленные дефекты – некачественно выполненные швы сварных соединений и применение не соответствующих сечений элементов конструкции нормативной документации (СНиП II-23-81*. таблица 38) классифицируются как критические. Критический дефект, при наличии которого изделие или конструкция функционально непригодны и его использование по назначению может повлечь снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения, его части или конструктивного элемента.

11. По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, что причиной обрушения каркаса является совокупность следующих факторов:

  • Превышение снеговой нагрузки над расчётной нагрузкой по СНиП 2.01.07-85 на момент обрушения 28 января 2019года;
  • Не соответствие конструкции каркасно-тентового укрытия требованиям СНиП II-23-81*.
  • Критический дефект в виде некачественно выполненных швов сварных соединений элементов конструкции, вследствие этого факта несущая способность конструкции снизилась ниже расчётных параметров.

12. Следует учесть тот факт, что для обеспечения надёжности мягкой оболочки каркасно-тентовых укрытий применяются конструкции, обладающие уклоном, обеспечивающим самостоятельный сход части снегового покрытия (с “острым” углом или цилиндрической формой). Существующая крыша выполнена с “тупым” углом, в результате чего снег не скатывается, а задерживается на крыше (мягком тентовом покрытии).

13. Существующее здание имеет мягкое тентовое покрытие, уборка снега и нахождение на покрытии может привести к его повреждению. Сооружение не оборудовано лестницами для доступа на кровлю, ограждениями на кровле, ходовыми мостиками, обеспечивающие безопасную работу по очистке снега и нахождение на кровле персонала эксплуатирующей организации. Факт отсутствия ограждений, трапов, лестницы, для обслуживании кровли, не соответствует требованиям СП 56.13330.2011, СНиП 12-03-2001, ПОТ РО-14000-04-98.

14. Техническое состояние сохранившихся элементов конструкции КТУ после частичного обрушения оценивается как аварийное. Дальнейшая эксплуатация части конструкции небезопасна т.к. имеются деформации конструкции, наличие некачественно выполненных швов, а также возможное образование микродефектов и микротрещин в швах после перегрузки конструкций может стать причиной аварийных ситуаций. В случае принятия решения о восстановлении необходимо произвести усиление существующих ферм покрытия и сварных швов в заводских условиях (необходим демонтаж ферм), произвести замену деформированных прогонов покрытия на новые, имеющие более высокую несущую способность, произвести замену части стоек в зоне обрушения и торцевую стену сооружения. Также необходимо произвести замену тента и оборудовать сооружение приспособлениями для безопасного нахождения на кровле, выполнить монтаж ограждений кровли в ходовых местах, смонтировать лестницу для доступа на кровлю. Усиление ферм необходимо выполнить по специально разработанному рабочему проекту КМ, КМД.

Отрыв пластины вследствие среза по швам сварных соединений.
Отрыв пластины вследствие среза по швам сварных соединений.

Ответы на вопросы суда

Вопрос:

Соответствует ли каркасно-тентовое укрытие (далее-КТУ) условиям договора поставки №04УК/0518 от 29.05.2018, приложений к договору, обязательным строительным нормам и правилам, строительным нормам, паспорту каркасно-тентового укрытия, ТУ 5282-001-79440506-2006?

Ответ:

Не соответствует строительным нормам СНиП II-23-81*. Соответствует условиям договора поставки, паспорту каркасно-тентового укрытия, ТУ 5282-001-79440506-2006.

Вопрос:

Какова причина частичного обрушения КТУ? Является ли частичное обрушение кровли КТУ следствием производственных недостатков либо следствием его ненадлежащей эксплуатации?

Ответ:

Да, обрушение является следствием производственных недостатков, превышением нагрузки в момент обрушения более предусмотренной СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Причиной обрушения каркаса является совокупность следующих факторов:

  • Превышение снеговой нагрузки над расчётной нагрузкой по СНиП 01.07-85*на момент обрушения 28 января 2019 года, а также скопление снега более 20см на кровле;
  • Несоответствие конструкции каркасно-тентового укрытия требованиям СНиП II-23-81*.
  • Критический дефект в виде некачественно выполненных швов сварных соединений элементов конструкции, вследствие этого факта несущая способность конструкции оказалась ниже расчётных параметров.

Вопрос:

Была ли превышена величина снеговой нагрузки на местности и на конструкции КТУ по сравнению с предписанной строительными нормами и правилами СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия»?

Ответ:

На момент обрушения 28 января 2019 года величина снеговой нагрузки на местности и на конструкции КТУ – 0.2т/м2 превышала нагрузку 0,1436т/м2, предписанную нормами СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия»

Вопрос:

Соблюдены ли требования по гибкости и устойчивости элементов КТУ? Обеспечена ли несущая способность стальных элементов КТУ в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в области строительства (СНиПы, Своды правил и др.) при эксплуатации КТУ без снеговой нагрузки/с учётом снеговой нагрузки?

Ответ:

Несущая способность, вследствие наличия производственных дефектов в виде некачественно выполненных швов сварных соединений ни при эксплуатации со снеговой нагрузкой ни при эксплуатации без снеговой нагрузки не может быть гарантированно обеспечена. С учётом наличия критических дефектов в существующих фермах 24м, техническое состояние ферм покрытия существующего каркаса оценивается как аварийное.

Аварийное состояние (в соответствии с ГОСТ 31937-2011): Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

Вопрос:

Имеется ли техническая возможность очистки снега с кровли КТУ методами, предусмотренными Паспортом каркасно-тентового укрытия?

Ответ:

Техническая возможность очистки снега не имеется, вследствие отсутствия ходовых трапов и ограждения кровли. Пребывание людей на существующей кровли не безопасно. Работа и нахождение на тенте может привести к его повреждению. Без отсутствия ограждений в случае образование наледи под снегом может привести к падению с кровли. Без специально разработанных мероприятий, наличия специализированного персонала и специальных устройств штатными персоналом предприятия осуществить уборку снега с существующей кровли КТУ не представляется возможным.

Вопрос:

Возможно ли проведение восстановительного ремонта КТУ? Если возможно то какова стоимость восстановительного ремонта?

Ответ:

Проведение восстановительного ремонта КТУ возможно, но нецелесообразно в составе конструкций, смонтированных в 2019году, вследствие их аварийного технического состояния, несоответствия конструкции КТУ требованиям актуальных строительных норм, а также наличия дефектов при изготовлении.

Для определения точной стоимости строительно-монтажных работ в случае проведения восстановительного ремонта КТУ необходимо произвести разработку рабочего проекта и сметы, в связи с необходимостью усиления существующих, а также монтажа новых конструкций. Усиление конструкций необходимо в связи с введением новых норм по величине снеговой нагрузки и для соответствия строительным нормам СП 16.13330.2017. Также необходимо оборудовать здание стационарной лестницей для выхода на кровлю, ограждениями и трапами, произвести замену тента. Конструкция покрытия подлежит разборке, усилению с заменой деформированных элементов на 100% (фермы, связи, прогоны), также необходима замена торцевой стены и части деформированных стоек каркаса.

Конструкция узла соединения элементов затяжки. Продольные трапециевидные пластины (косынки) соединены с прямоугольной поперечной пластиной h=130мм и трубами 60х60мм при помощи швов сварных соединений. Соединение элементов затяжки двумя болтами класса прочности 5.8.
Конструкция узла соединения элементов затяжки. Продольные трапециевидные пластины (косынки) соединены с прямоугольной поперечной пластиной h=130мм и трубами 60х60мм при помощи швов сварных соединений. Соединение элементов затяжки двумя болтами класса прочности 5.8.
Измерение элементов каркаса.
Измерение элементов каркаса.