Термины и определения, относящиеся к строительной экспертизе. Виды экспертиз

Термины и определения, относящиеся к строительной экспертизе. Виды экспертиз
Термины и определения, относящиеся к строительной экспертизе. Виды экспертиз

Экспертиза в общем смысле – это определение соответствия объекта экспертизы установленным требованиям

Строительно-техническая экспертиза (СТЭ) – это установление в процессе контроля градостроительной деятельности соответствия объектов СТЭ обязательным требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, технических регламентов, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает надлежащее качество и безопасность градостроительной деятельности.

В Российской Федерации в зависимости от органа, назначившего экспертизу, СТЭ подразделяется на судебную и несудебную.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу ( см. ст.1 ФЗ №73 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»).

Несудебная экспертиза, в отличие от судебной, назначается не в связи с производством по делу и производится в непроцессуальной форме. Несудебная экспертиза может производиться по заказу частного лица. В современных условиях возможности для проведения различного рода несудебных экспертиз получают широкое распространение. И по предмету и по осуществляющим ее субъектам несудебная экспертиза может быть самой разнообразной. Несудебная экспертиза подразделяется на государственную и негосударственную.

Государственная экспертиза выполняется по распоряжению исполнительного органа государственной власти.

Негосударственная экспертиза – проводится специализированными экспертными организациями на договорной основе. ( Градостроительный кодекс РФ ст.52. п.2) Специализированные экспертные организации осуществляют деятельность по негосударственной экспертизе на основе документов об аккредитации, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской федерации (Градостроительный кодекс РФ с. 52.3.)

Государственный строительный надзор - деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на проведение государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора), по проверке выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе проектной документации, работ на их соответствие проектной документации, техническим регламентам в части обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности данных объектов. (Градостроительный кодекс РФ ст.1 п.30).

Экспертиза является формой контроля (надзора).

Государственные градостроительные нормативы и правила – нормативные технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов (Ст.1. Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительная документация* – документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренная в главах V–IX Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предпроектная документация* – обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений.

Проектная документация* – инвестиционный проект, проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, а также консервации и ликвидации опасных производственных объектов.

(*п.1. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 27 декабря 2000 г. № 1008 О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ).

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее безопасность)** – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Технический регламент** – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт** – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт** – стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт** – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Подтверждение соответствия** – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров Экспертная организация** – организация, имеющая лицензию на проведение СТЭ в соответствии с действующим законодательством.

(**ст.2. № 184-ФЗ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ, п.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ Р 50.1.044-2003).

Заключение СТЭ – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы обязательным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации, технических регламентов, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает надлежащее качество и безопасность градостроительной деятельности.

Эксперт – специалист, обладающий специальными познаниями, осуществляющий проведение СТЭ.

Основанием для назначения СТЭ является необходимость специальных знаний (познаний) при решении вопросов, возникающих:

  1. В процессе контроля градостроительной деятельности.
  2. При производстве дознания по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).

В первом случае СТЭ является не судебной, не процессуальной.Во втором случае СТЭ является судебной, процессуальной.

Исходя из классификации СТЭ по правовому признаку, представленной выше, государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации является несудебной.

Целями государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации являются:

  • Предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям, утвержденным в установленном порядке норм и правил;
  • Оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 27 декабря 2000 г. № 1008 О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ).

Государственная вневедомственная экспертиза при Госстрое РФ (Главгосэкспертиза России), а также органы в 81 субъекте Российской Федерации образованы более 13 лет назад .

Прошедшие годы показали жизненность и эффективность созданной системы.

Государственная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений. Исключение составляют документация на объекты, строительные работы, для которых не требуется разрешения.

На федеральном уровне до осуществления административной реформы 2004 года государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводилась Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главгосэкспертиза России) с участием соответствующих органов специализированной экспертизы других министерств и ведомств, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы, в соответствии с положением о разграничении функций этих органов и утверждению предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Госстроем России.

На уровне субъектов Российской Федерации государственная экспертиза проводилась территориальными подразделениями Главгосэкспертизы России и организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспертизы других министерств и ведомств, федеральных органов исполнительной власти.

Основной объем градостроительной предпроектной и проектной документации проходит экспертизу в Главгосэкспертизе России и в организациях вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.

При этом Главгосэкспертиза России проводит государственную экспертизу градостроительной документации на объекты градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, градостроительной документации, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, градостроительные разделы федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения, консолидированные схемы градостроительного планирования. По существу такого рода экспертиза является формой надзора за разработкой градостроительной документации.

Основанием для производства судебной СТЭ служит постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление, определение судьи) о назначении экспертизы (ст.1 ФЗ №73 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ").

Производство судебной СТЭ есть:

  1. Cистема процессуальных действий, совершаемых в целях получения экспертного заключения как источника доказательств. Включает в себя назначение экспертизы, подготовку материалов и ее производство;
  2. Деятельность эксперта (коллектива экспертов), состоящая в исследовании, в ходе которого разрешаются задачи, изложенные в постановлении (определении) о назначении экспертизы, и завершающаяся формулированием вывода (заключения). Судебная экспертиза бывает комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной.

Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы.

Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие (ст.200 УПК РФ).

Помимо лиц, перечисленных в настоящей статье, комиссионный характер судебной экспертизы может быть определен дознавателем, руководителем или членом следственной группы, начальником следственного отдела или прокурором. Судебные экспертизы проводятся несколькими экспертами одной специальности (комиссионные судебные экспертизы) в случаях:

  • технической сложности судебной экспертизы;
  • большого количества объектов;
  • повторного исследования.

При назначении комиссионной судебной экспертизы руководитель экспертного учреждения (структурного подразделения) возлагает на одного из них координацию деятельности комиссии экспертов, разработку общего плана исследований и руководство совещанием экспертов. Руководитель комиссии экспертов не пользуется какими-либо преимуществами перед другими экспертами при разрешении поставленных вопросов по существу. Комиссия экспертов дает общее заключение при условии согласия с ним каждого участвовавшего в исследовании эксперта.

Комплексная судебная экспертиза – судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей (ст.201 УПК РФ).

В экспертном заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования , в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

При назначении комплексной судебной экспертизы эксперты вправе составить совместное заключение. Каждый эксперт подписывает общее заключение либо ту часть его, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные другим экспертом, на это также должно быть указано в заключении. Если в одном постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы содержатся вопросы, требующие производства раздельных, не связанных между собой исследований, то по каждому из них составляется отдельное заключение (акт) или сообщение о невозможности дачи заключения.

Дополнительная экспертиза – назначается при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (ст.207 УПК РФ).

Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех предоставленных эксперту объектов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на все поставленные вопросы.

В постановлении о назначении дополнительной судебной экспертизы должно быть указано конкретно, в чем выразилась неполнота и недостаточная ясность предыдущих заключений экспертов, есть ли основания сомневаться в их правильности. Дополнительная судебная экспертиза назначается лишь после дачи экспертом заключения, если недостаточную ясность или полноту заключения не представилось возможным устранить путем допроса эксперта. При производстве дополнительной судебной экспертизы экспертом разрешаются вопросы, ранее не подвергавшиеся исследованию.

Повторная экспертиза – назначается в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам. Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту (ст.207 УПК РФ).

В случае производства экспертом повторной судебной экспертизы, он разрешает вопросы, ранее уже подвергавшиеся исследованию. Повторная судебная экспертиза может быть назначена также, если во время, к примеру, судебного разбирательства установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта, а также в случаях, когда при назначении и производстве судебной экспертизы были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона. При несогласии с выводами эксперта назначение повторной судебной экспертизы не является обязательным. При решении этого вопроса следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом судебной экспертизы, а также практическую возможность провести повторную судебную экспертизу. Например, при утрате или существенном изменении исследуемых объектов.

По характеру специальных знаний, объектов и устанавливаемых фактических данных судебные экспертизы подразделяются на ряд классов: криминалистические, медицинские и психофизиологические, инженерно-технические, инженерно-транспортные, инженерно-технологические, экономические, биологические, экологические, сельскохозяйственные, искусствоведческие и литературоведческие.

Каждый класс делится на роды, роды на виды, виды на подвиды. Цель такой классификации двоякая: с одной стороны, она позволяет целенаправленно готовить экспертов в системе государственных экспертных учреждений, с другой – знание современной классификации помогает лицу (органу), назначающему экспертизу, определиться в том, какая экспертиза должна быть назначена и в какой области знания эксперт должен быть сведущим лицом.